Космодамианская набережная 38с3, м. Павелецкая (кольцевая)
Научный центр персонализированной медицины
Проект "Счастливый дом" - защищенное жилье для людей с аутизмом

Проект «Счастливый дом» начался с того, что семья, в которой есть ребёнок, страдающий аутизмом, переехала из города в сельскую местность потому, что так показалось удобней им самим. А потом у этой семьи появилась идея о целом поселении для людей с аутизмом. Рассказывает исполнительный директор «Счастливого дома» Ирина Попова:

Нашей младшей дочери Ане 19 лет. У неё аутизм. К сожалению, этот диагноз официальные врачи нам никогда не ставили. Мы забили тревогу, когда в 2 года у Ани так и не появилась речь, хотя я заметила, ещё когда ей было месяца 2-3, что как-то уж очень по-взрослому, осмысленно мой ребенок на меня смотрит, буквально изучает, но как только поворачиваюсь к ней — сразу прячет взгляд. Помню, ещё тогда сказала мужу: «Какое-то космическое создание». Что было дальше? Хождение по врачам, вердикт за вердиктом: «Не торопитесь, перерастёт, у вас ЗПР, ЗПРР, УО, сделать ничего нельзя». В психо-неврологическом диспансере пожилая женщина-психиатр посоветовала сразу отдать ребенка в интернат — там-де ей помогут. В 3 с половиной года повезло: врач-остеопат сказала, что у Ани — аутизм. Кинулись искать информацию, специалистов, но получалось, что продолжаем ходить по кругу по тем же врачам. В 5 лет наша дочь пошла в коррекционный садик, который посещала до 9 лет. Были улучшения, стала появляться речь, правда только отдельные слова. Уже подобрали школу, в которую Аня пойдет. Но тут, как гром среди ясного неба — эпилепсия. Частые генерализованные приступы не оставили нам шансов не только пойти в школу, но и продолжать ходить в детский сад. Эта дорога для нас закрылась, как потом оказалось, навсегда. Были ещё больницы, подбор медикаментозного лечения, обследования и ещё один удар: у Ани — неоперабельная киста височной части головного мозга. В какой- то момент её состояние стало таким, что речь шла уже не о развитии и получении образования, а о физическом выживании. Именно тогда мы приняли, как теперь понимаем, единственно правильное решение: переехать за город. Мы нашли замечательное место в посёлке Озерки Выборгского района Ленинградской области, окружённое лесом, рядом — Финский залив. Построили дом, вырыли пруд, запустили туда рыбу. По участку ходят гуси, бегают собаки бобтейлы — мы узнали, что их специально заводят для детей с аутизмом и не ошиблись: они замечательные компаньоны. Кругом цветы, ягоды. Надо сказать, что нашей девочке стало гораздо лучше в этой обстановке, которая уже сама по себе является терапевтической. Конечно, переезд в Озерки изменил нашу жизнь. Пришлось оставить работу в городе, изменить весь уклад, все привычки, от многого отказаться. Но мы делали самое главное — помогали своему ребенку изо всех сил. И вот подумалось: раз жизнь так распорядилась, что мы уже живём здесь и, надо сказать, неплохо, почему бы не поддержать ещё нескольких таких ребят, как наша Аня. Ведь наша ситуация — не единична, просто мы смогли её поставить под контроль. Наш ребёнок нас изменил — мы захотели помогать другим.

Проект «Счастливый дом» пока находится на начальном этапе развития, но уже построен дом площадью 100 кв.м., рассчитанный на проживание пяти человек подопечных и двух человек персонала, к участку подведён газ, выкопан колодец. Ведутся работы по дальнейшему оборудованию участка, размеры которого позволяет построить второй дом площадью 360 кв.м. Создатели «Счастливого дома» изначально руководствуются принципиальным подходом, принятым в мировой практике при организации сопровождаемого проживания людей с расстройствами аутистического спектра: предоставление подопечным такого объема помощи, который необходим им для решения всех своих повседневных жизненных задач. Основа этого подхода — индивидуальная программа развития поведенческих навыков, которая разрабатывается для каждого поступающего подопечного на основе комплекса педагогической диагностики специалистами проекта и согласуется с его законными представителями или с ним самим в случае его дееспособности. Совместно со специалистами-экспертами в области ABA-терапии уже составлена программа обучения персонала и волонтёров для работы в проекте. С профильными кафедрами СПбГПУ им. Герцена (коррекционной педагогики и психологии) уже есть договорённость о направлении в «Счастливый дом» студентов для прохождения практики, проведения интеграционных мероприятий и сопровождения подопечных.