г. Москва, ул. Олсуфьевский переулок, д. 3, стр. 1
Научный центр персонализированной медицины
Методы психологической диагностики когнитивных нарушений

В широкой клинической практике часто применяется общая шкала нарушений и клиническая рейтинговая шкала деменции.

Общая шкала нарушений описывает 7 последовательных стадий состояния когнитивных функций, начиная от нормы и заканчивая тяжелой деменцией. Вторая стадия данной шкалы соответствует связанным со старением когнитивными нарушениями, третья стадия – синдрому умеренных когнитивных нарушений, четвертая–седьмая стадии – деменции разной степени выраженности. Следует отметить, что симптомы, описанные в данной шкале,характерны в основном для болезни Альцгеймера.

 

Общая шкала нарушений (global deterioration scale)

1. Нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

2. Очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов: 

а) не помнит, что куда положил;
б) забывает имена близких знакомых.
В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

3. Мягкие расстройства: не грубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих симптомов:

а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место;
б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах;
в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних;
г) пациент не запоминает то, что только что прочел;
д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится;
е) куда-то положил и не смог найти важный предмет;
ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.

Объективизировать этот тип когнитивных расстройств можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Пациент начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто имеется легкая или умеренная тревожность.

4. Умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления:

а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях;
б) нарушена память о некоторых событиях жизни;
в) нарушен серийный счет;
г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д.

Обычно нет нарушений при ориентировке в месте и в собственной личности, узнавании близких знакомых, способности находить хорошо знакомую дорогу. При этом типе нарушений обнаруживается неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.

5. Умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал. Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2). В то же время основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

6. Тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон –бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут присутствовать следующие симптомы:

а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили; разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале;
б) навязчивости;
в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия;
г) когнитивная абулия – отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

7. Очень тяжелые нарушения: обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

Для количественной оценки деменции можно использовать клиническую рейтинговую шкалу, где представлены 5 стадий когнитивных нарушений от нормы до тяжелой деменции.

 
Клиническая рейтинговая шкала деменции:
 

0,5 баллов – «сомнительная» деменция

Память: постоянная незначительная забывчивость, неполное припоминание происшедших событий, «доброкачественная забывчивость».
Ориентировка: полностью ориентирован, но могут быть неточности при назывании даты.
Мышление: незначительные трудности при решении задач, анализе сходств и различий.
Взаимодействие в обществе: незначительные трудности.
Поведение дома и увлечения: незначительные трудности.
Самообслуживание: нет нарушений.

1 балл – легкая деменция

Память: более значительная забывчивость на текущие события, которая мешает в повседневной жизни.
Ориентировка: не полностью ориентирован во времени, но всегда правильно называет место; в то же время могут быть трудности самостоятельного ориентирования на местности.
Мышление: умеренные затруднения при решении задач, анализе сходств и различий, которые не затрагивают повседневную жизнь.
Взаимодействие в обществе: утрачена независимость, однако возможно осуществление отдельных социальных функций. При поверхностном знакомстве нарушения могут быть неочевидны. Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые трудности, потеря интереса к сложным видам активности. Самообслуживание: нуждается в напоминаниях.

2 балла – умеренная деменция

Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни.
Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в месте.
Мышление: выраженные трудности при решении задач и анализе сходств и различий, которые оказывают негативное влияние на повседневную активность.
Взаимодействие в обществе: утрачена самостоятельность вне своего дома, однако может вступать в социальное взаимодействие под контролем других лиц.
Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность к выполнению только наиболее простых видов деятельности. 
Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических процедурах, естественных отправлениях.

3 балла – тяжелая деменция

Память: фрагментарные воспоминания о жизни.
Ориентировка: ориентирован только в собственной личности.
Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно.
Взаимодействие в обществе: нарушения препятствуют социальному взаимодействию за пределами своего дома.
Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых обязанностей.
Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе; частое недержание.

0 баллов по данной шкале соответствует норме, 0,5 баллов – связанным с возрастом нарушениям и синдрому УКН, 1–3 балла – деменции разной степени выраженности. Недостатком данной шкалы является ее более общий характер, отсутствие детализации симптоматики, которая могла бы быть весьма полезной в различных клинических ситуациях.

Другим способом объективизации когнитивных нарушений является нейропсихологическое тестирование. Более предпочтительны формализованные методики с количественной оценкой результатов (Приложение 2), (Приложение 3). Рекомендуется использовать тесты на память, речь, зрительно-пространственные функции и обобщение. Краткие скрининговые нейропсихологические батареи, которые достаточно просты в применении и интерпретации, неврологи и психиатры могут применять самостоятельно (без помощи нейропсихолога). К числу таких методик, которые можно рекомендовать для широкого применения в клинической практике, следует отнести краткую шкалу оценки психического статуса (Приложение 4).

Недостатком указанных методик является их низкая чувствительность. Данные тесты хорошо зарекомендовали себя в диагностике деменции, но являются менее надежным инструментом для диагностики умеренных нарушений.