Нервная булимия
Клиника нервной булимии
Характеристика клинической картины. Булимия была описана лишь в середине 70-х годов. У большинства заболевание начинается в возрасте 14-20 лет. Пик манифестации приходится на 18-летний возраст. В МКБ-10 нервная булимия определяется как повторяющиеся приступы переедания (пищевые атаки) и чрезмерная озабоченность контроля над весом тела. В результате предпринимаются крайние меры для смягчения полнящего влияния съеденной пищи. У некоторых булимия сопровождается снижением настроения, изменением схемы тела и появление алкогольной и наркотической зависимости.
Диагностические критерии нервной булимии
- Диагностические критерии нервной булимии следующие:
- Постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пище, периодическая невозможность удержаться от переедания (приема пищи за короткое время).
- Противодействие полнящему действию съедаемой пищи с помощью различных приемов: вызывание рвоты, прием слабительных, диуретиков, а также средств, подавляющих аппетит.
- Болезненный страх ожирения с пределом веса гораздо ниже преморбидного, являющегося с точки зрения врача оптимальным или "нормальным".
- Эпизоды нервной анорексии в прошлом с ремиссиями до нескольких месяцев или нескольких лет.
Этиология нервной булимии
Этиология нервной булимии сложна и неясна. Из-за многочисленных взаимодействующих этиологических факторов появились различные модели нервной булимии: депрессивная модель, модель страха, когнитивная модель, диссоциативная модель, модель семейного взаимодействия, и, наконец, феминистическая модель - модель навязанного женщинам процесса социализации.
Лечение нервной булимии
- Лечение нервной булимии складывается из различных терапевтических тактик:
- Дневник самонаблюдения.
- Видеонаблюдение за собой.
- Еда в группе.
- Употребление "запрещенных" продуктов.
- Упражнения на получение удовольствия от еды.
- Упражнения на расслабление.
- Идентификация конфликтов (в семье, на работе и пр.).
- Раннее распознавание ситуаций перегрузки.
- Восприятие собственных чувств и чувств окружающих.
- Выражение чувств.
- Уменьшение дисфункциональных мыслей и установок (мышление по типу "все или ничего". катастрофическое мышление).
- Восприятие собственных позитивных свойств.
- Устранение иррациональных страхов.
- Упражнения на преодоление конфликтов.
- Тренинг уверенности в себе.
- Тренинг социальных умений.
- Тренинг коммуникативных навыков (например, умение слушать, говорить, делать комплименты).